Мне недавно попалась статья американского гидролога Дж. Стивенса. Она помещена в трудах секции гидрологии Американского геофизического общества.
Но написана она так весело, что ее можно было бы напечатать и на страницах юмористического журнала.
Стивене рассказывает, как в Америке велась в начале войны одна большая стройка.
«Инженера-строителя пригласили из старинной фирмы «Строй, изучишь после». Место было выбрано, фермеры согнаны с земли, амбары, дома, ветряные мельницы, ограды снесены, и земля очищена. Поставили заборы и караульни. Наедали подрядчики и начали строить помещения для своего штаба, для правительственных чиновников и для штата инженера-строителя.
Считалось установленным, что можно располагать обильным запасом воды из протекающей неподалеку Обман-реки. Однако, по мере того как здание росло, вода спадала. Кому-то пришло в голову провести исследование… Это запоздалое исследование обнаружило печальный факт, что вода каждый год почти полностью высыхает и что водохранилища нет…
Миллионы долларов стоило это изучение роли гидрологии в войне, но гораздо важнее миллиарды долларов безвозвратно потерянного времени».
Стивене в том же юмористическом стиле рассказывает и о других таких случаях.
Где-то поблизости от океана начали бурить колодцы, не посоветовавшись с гидрологами. Воду добыли, массу воды, но она оказалась соленой.
В спешке небрежно разбрасывали на реках запруды и плотины, загораживали речные русла быками мостов. При этом нередко забывали о том, что на свете бывают ливни и паводки. И только тогда, когда реки выходили из берегов, горе-строители принимались взывать к богам гидрологии и метеорологии, умоляя о спасении.
Вот что бывает, когда люди действуют по способу «Строй, изучишь после».
Стивене совершенно справедливо замечает, что гораздо лучшие результаты получаются, когда инженера-строителя приглашают из более осторожной фирмы «Исследуй, затем построишь».
И в самом деле, насколько выгоднее заранее спросить гидролога о безопасном месте для постройки завода, чем построить завод там, где его затопит ближайшее половодье.
Врачи часто жалуются, что к ним обращаются слишком поздно. Но гидролог и климатолог тоже иногда попадают в подобное положение: нелегко оказать помощь, когда вода уже готовится выйти из берегов!
В одном учебнике климатологии я прочел такую фразу: «Нет ни одной крупной стройки в СССР, в которую советские климатологи не вложили бы своей доли труда и знаний».
То же самое можно было бы сказать о гидрологах.
Строится железная дорога. Климатолога спрашивают, как обойти опасные места: где сильнее метели, туманы, гололед? G гидрологом советуются, как под полотном пропустить ручьи и речки. Какие класть для этого трубы, какие строить мосты?
Строится линия электропередачи или телеграфная линия. Инженер должен решить, какие ставить столбы, какие подвешивать провода, чтобы их не оборвал гололед.
Об этом ему надо справиться у климатолога. Ведь только климатолог может сказать, придется ли будущей линии иметь дело с гололедом.
В Донбассе провода обрастают иной раз ледяной корой поперечником в восемьдесят сантиметров и даже больше. Лед своей тяжестью срезает крюки с изоляторами, обрывает провода, валит столбы. В таких случаях надо ставить столбы на рельсовом основании и вешать особенно прочные провода.
Уж на что простая вещь столб, но и у него свои требования к жизни.
А в Карелии гололеда бояться нечего. Там чересчур толстые провода были бы излишней роскошью.
На Волге сооружается большая плотина. Когда плотина будет построена, вода перед ней разольется и образует огромное водохранилище — настоящее море в тысячи квадратных километров.
Для этого моря надо будет строить суда. Но расчет судна зависит от волны, а волна — от ветра.
Какой будет ветер на этом море? И какие надо строить суда, чтобы ветер не топил суда на будущем море?
Эту головоломку может решить только климатолог.
Когда наши летчики прокладывали по карте воздушную трассу из Москвы в США через Исландию и Гренландию, они спросили климатологов: с какой погодой придется иметь дело на этом пути?
Климатологи ответили: вам надо будет выбирать — лететь ли с попутным ветром, но при плохой погоде, или же лететь в хорошую погоду, но при встречном ветре. И летчикам пришлось решать вопрос: взять ли больше горючего и дольше лететь, борясь с встречным ветром, или же рискнуть пробиться сквозь бури и туманы, но зато сэкономить горючее и время?
С климатологами советуются врачи: где устроить курорт, как расположить санаторий, чтобы он был защищен от холодных ветров?
Климатологам задают иногда самые неожиданные вопросы. Спрашивают, например: как рубить лес, как прокладывать просеки — с запада на восток или с севера на юг?
Казалось бы, при чем здесь климатолог?
А без климатолога тут не обойтись: он один знает, где и в какую сторону дуют ветры. Просеку надо так прорубить, чтобы ветер приносил на нее семена. Тогда по соседству со старыми деревьями будут расти молодые.
А если действовать по рецепту: «Руби, изучишь после»,— просека может так и остаться проплешиной посреди леса.
Источник: