Логоневроз: причины и виды заикания, характерные черты, способы лечения, важные рекомендации

О проблеме заикания слышало большинство людей. В обывательском мнении оно предстает как особенность человека, не поддающаяся лечению, некоторые люди даже не исключают возможность заниженных когнитивных функций у заикающихся людей.

Однако на сегодняшний день все больше профессиональных логопедов, неврологов и психологов говорят о заикании, как о психосоматическом заболевании, поддающемся полному излечению.

Содержание

Что такое логоневроз

Под заиканием понимается речь с частыми (более 10%) вынужденными остановками, повторением одного слога или буквы (обычно это согласные), либо одного слова; запинки часто сопровождаются общим напряжением мышц лица, языка, шеи и гортани.

В принципе, любой нормальной среднестатистической речи свойственны остановки и произношение «промежуточных» звуков — «ммм», «эээ», а также использование так называемых «слов-паразитов» для заполнения пауз. Но у человека с заиканием речь более прерывистая и перерывы или повторения слов/слогов приносят человеку явный дискомфорт. Слова как будто «застревают» в горле у больного.

Проблемы с плавностью речи обычно проявляется в раннем детстве, в период бурного развития речевых навыков — 2-5 лет. Однако у людей, предрасположенных к заиканию, оно может появиться и в пубертатном периоде.

Чем раньше родители ребенка заметят проблему и обратятся к специалисту,тем выше шансы на быстрое избавление от симптомов.

Причины

Исследования показали, что при этом дефекте речи усиливается нервное возбуждение в подкорковых центрах мозга, в частности в так называемом «центре речи». Процесс возбуждения передается на другие структуры мозга, что может спровоцировать спазм мускулатуры гортани и как следствие — появление заикания. Однако причины возникновения сильного возбуждения еще обсуждаются в научном мире.

Формы

В зависимости от глубинных причин возникновения заикания, его делят на невротическое и неврозоподобное.

  • Невротическое проявляется при возникновении патологических процессов в мозге, связанных с его повреждениями — в родах, после перенесенной интоксикации или гипоксии у ребенка в утробе матери, необоснованном применении медикаментов в младенческом возрасте, частых болезнях и прочее.
  • Неврозоподобное заикание свойственно людям, имеющим в принципе здоровую нервную систему, но заикающимся при разговоре с другими людьми, при публичной речи, во время волнения. Неврозоподобная форма еще носит название логоневроза.

Заикание также делят на тоническую и клоническую формы. При тонической форме больной делает вынужденные паузы в речи, при клонической — повторяет звук, слог или слово. Кроме того, встречаются смешанные формы.

Симптомы

Постановка диагноза не трудна — больной сам понимает, что у него заикание. Повторение слогов или отдельных слов, вынужденные напряженные паузы в речи, при которых слово как будто «застревает» в горле человека; наблюдается напряжение мышц шеи, лица, языка, гортани.

При невротической форме дефект речи присутствует постоянно вне зависимости от обстоятельств. Для логоневроза же характерны следующие черты:

  1. Отсутствие или значительное уменьшение трудностей в произношении при разговоре наедине с собой;
  2. Дефект не так заметен при разговоре с детьми и животными;
  3. Чистая речь, когда клиент себя не слышит, также при пении, чтении стихов.
  4. Увеличение количества запинок при волнении, публичных выступлениях, в малознакомой обстановке.

Лечение

Лечение должно носить комплексный характер. Нужна консультация логопеда, который поможет подобрать специальные дыхательные упражнения и выработать навыки плавной речи. Хорошие результаты дает обучение плавной речи с помощью специальной программы на компьютере.

На консультации с психологом можно выявить проблему, которая способствовала образованию логоневроза.

Анализ своего жизненного опыта и нахождение скрытых причин невроза способствует значительному облегчению состояния больного.

Также психолог подбирает вместе с клиентом новые стереотипы поведения в обществе, взамен неэффективных старых, приводящих к перевозбуждению и, как следствие, к запинкам в разговоре.

Также при любых формах заикания полезны массаж и физиотерапия.

Народные средства

Существует много рецептов народной медицины против заикания.

Сборы различных трав, ароматерапия, лечение медом, мумие и другими биологически-активными соединениями может облегчить симптомы, но полностью избавить от дефекта речи они не в состоянии.

Однако больной может подобрать себе рецепт, помогающий расслабиться и снизить тревожность. Хорошо помогают в этих случаях отвары пустырника, ромашки, валерианы или мяты, а также их сборы. Не забывайте, что существуют противопоказания для конкретных растений, например, пустырник нельзя применять людям с заболеваниями сердца. Вот пример хорошего рецепта для уменьшения проявлений дефекта речи:

Нужно взять в равных пропорциях мяту, ромашку, листья валерианы и крапивы. Залить двумя стаканами кипятка и настаивать в течении получаса. Затем процедить и пить несколько раз в день до еды. Объем одной порции определяется самостоятельно, не нужно себя заставлять.

Для релаксации хорошо использовать эфирные масла — лавандовое, хвойное и любые другие приятные человеку ароматы. Можно принимать ванны с маслами или использовать аромалампы.

Как избавится от заикания самостоятельно

Существуют случаи самостоятельного избавления от запинок в речи. Это происходит уже во взрослом возрасте, когда человек осознает свою проблему и имеет сильную мотивацию на излечение.

Выполнение дыхательных упражнений, долгие периоды молчания, пение, записи в дневник с мысленным проговариванием слов, работа с компьютерной программой помогут значительно снизить или вообще купировать признаки заикания.

Главным в этом случае является сильное желание человека и ежедневные тренировки. Также важна поддержка близких людей, верящих в успешное излечение.

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie.html

Формы заикания

Официальная медицина классифицирует заикание на две группы.

Невротическая и неврозоподобная формы заикания

Неврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников.

Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.

Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования.

Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.

Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует.

Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.

Классификация заикания: клоническая и тоническая формы

  • Клоническое заикание: при этой форме заикающийся многократно произносит одно и то же слово или слог. Клоническая форма проявляется так же судорогами при заикании.
  • Тоническое заикание: при ней наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы. Пауза сопровождается судорогами речевых мышц, а так же лица, губ и даже мышц живота.

Так же существует смешанная форма, это совокупность тонической и клонической формы.

Но это все официальная версия. Я бы хотел озвучить свою, на основе многолетнего опыта, я каждый день ощущал эти чувства.

Хоть я и не врач, не профессор и медицинский университет не заканчивал, собственное мнения я, надеюсь, заслужил.

Я не касаюсь формы: неврозоподобное заикание, так как это клинический случай, который фиксируют медицинские приборы. Это уже явное психическое расстройство, конечно это тоже заикание, но оно вызвано дисфункцией головного мозга и тут, к сожалению, я бессилен.

На мой взгляд, классификация заикания на тоническую и клоническую не имеет смысла, так как я не встречал ни разу, чтоб была только какая-то одна какая-то форма.

Всегда имеет место и паузы, особенно перед началом речи, которые конечно же вызваны спазмом и повторения слогов и слов.

А на счет тонической формы я вообще не уверен, что такая существует. Проявление этой форма без клонической если и бывает, то крайне редко. Я уже писал свое мнение об этом в статье «Причины заикания», разрешите повторить!

Я тоже повторял слога, слова и даже целые словосочетания. Осознать, почему так происходит, потребовало самоанализа, я понял это только лет в 25.

А причина, на мой взгляд, вот в чем: заикающийся всей душой хочет выглядеть нормальным (конечно потому что он и есть АБСОЛЮТНО нормальный) и стоять с перекошенным лицом, пытаясь преодолеть спазм, пугать народ своей физиономией это серьезный удар по самолюбию.

Под самолюбием тут я подразумеваю огромное желание выглядеть нормальным. Самолюбие у заикающегося очень ранимое, иногда простая насмешка вызывает бурю обиды, злобу и слезы. Особенно это касается девушек.

В студенческие годы я подрабатывал в баре и однажды я где-то не много «накосячил» и пытался объяснить подвыпившему посетителю, что ему надо доплатить. Этот посетитель сделал пренебрежительное лицо и ответил: «Что нормального бармена не могли найти, не заику?».

Любой заикающийся поймет, какие чувства я испытывал. Даже какой-то «синий» маргинал способен меня морально уничтожить одной фразой, попытался бы я что-то возразить, начал бы заикаться еще сильнее, что вызвало бы только большие насмешки. Таких моментов в моей жизни было сотни.

Подведя итог, могу выделить только две формы заикания:

  1. Неврозоподобная – может наблюдаться на ряду с психическим расстройством. Определяется объективными средствами медицинской диагностики. Как лечить мне не известно.
  2. Невротическая – это заикание не связанное с психическими расстройствами или физическими травмами. Человек с этой формой не имеет объективных физических или психических травм или отклонений, которые могли бы вызвать заикание. Может проявляться в клонической и тонической форма. О лечение этого типа читайте тут.

Степени заикания, которые я встречал, можно условно расположить на 10 бальной шкале, от легких запинок, чуть выше нормы, до практически не понятной речи. Скажу, что примерно 70% заикающихся, заикаются примерно одинаково, на 5-6 баллов из 10.

Источник: https://zaikanieblog.ru/zaikanie/formy-zaikaniya-klonicheskaya-tonicheskaya-nevroticheskaya.html

Заикание

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

Причины заикания

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие.

Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе.

При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Распространённость

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов. Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается

Причины возникновения

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностьюгенетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока.

Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объемом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия,ринолалия.

Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся.

Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП. Также причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.

Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.

К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Методики лечения

Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия.

Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100%. Все методытак или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

Таким образом я надеюсь что знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.

Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

Педагогам необходимо помнить следующее.

В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Источник: http://logosha.com/stati/zaikanie.html

Лечение заикания у детей

От заикания (или логоневроза) страдает 6% мальчиков и девочек. Чаще всего патология проявляется в возрасте от 2 до 5-6 лет. В лечении заикания принимают участие логопед, невролог, психолог.

Что такое логоневроз у детей?

Заикание представляет собой речевое нарушение, которое характеризуется задержкой или повторением звуков. У ребенка появляются голосовые судороги или спазмы. Они бывают:

  • Тонические.

    Повышается мышечный тонус органов, участвующих в артикуляции: языка, губ, щек. Рот в это время слегка приоткрыт или полностью сомкнут. Внешне это проявляется в виде длительной паузой или протяжным «растягиванием» звука.

  • Клонические.

    Мышцы речевого аппарата ритмично сокращаются.

У одного больного наблюдается чередование тонических и клонических судорожных сокращений речевых мышц.

Логоневроз у детей влияет на коммуникативную и выражающую функции речи. При этом нарушается общая моторика, страдает психическое и физическое здоровье. Заикание затрудняет развитие дошкольника, общение со сверстниками, социализацию в детском учреждении.

Причины заикания у детей

К возникновению логоневроза приводят физиологические и психологические факторы. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей, бабушек или дедушек заикается, то риск возникновения такого дефекта увеличивается.
  • Внутриутробное поражение. Тяжелые роды, гипоксия, родовые травмы, недоношенность негативно влияют на речь малыша.
  • Черепно-мозговая травма, нейроинфекция. Патология головного мозга приводит к нарушению речевых функций.
  • Болезни органов речи: носа, носовой полости, глотки, гортани. Способствуют расстройству артикуляции.
  • Повышенная судорожная активность и лабильность нервной системы. Раздражение речевого центра провоцируют приступ мышечных сокращений языка, губ.

Если ребенок заикается из-за органических причин, то в первую очередь, ему необходимо лечение у невролога. Восстановление нормального взаимодействия мозга и органов речи поможет избавиться от заболевания, предотвратит развитие невроза.

Психологическими факторами заикания являются:

  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Излишняя требовательность.
  • Копирование речи заикающегося взрослого.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Сильный испуг, стресс.

К развитию логоневроза также приводят недостаток родительского внимания, раннее изучение иностранных языков.

Виды заикания у детей

Логоневроз делится на несколько видов в зависимости от причин, степени тяжести, характера течения.

В зависимости от причины выделяют два типа логоневроза:

  • Невротический.

    Дефекты речи появляются после психологически травмирующих ситуаций.

  • Неврозоподобный.

    Возникает на фоне органического поражения головного мозга.

  • Смешанный.

    Ребенок начинает заикаться только после психоэмоциональных событий. До этого его речь соответствует возрастной норме.

По степени тяжести заикание бывает легкой, средней или тяжелой степени. Легкая степень появляется только при некомфортных условиях. При средней стадии возникает значительная неуверенность и страх речи. Тяжелая форма характеризуется стойкими прогрессирующими речевыми нарушениями.

По характеру течения выделяют несколько типов логоневроза:

  • Волнообразный.

    Протекает с периодами улучшения и ухудшения.

  • Стационарный.

    Речевые проблемы проявляется постоянно.

  • Реградиентный.

    Самостоятельно исчезает после лечение патологии головного мозга.

  • Проградиентный.

    При хроническом течении основного заболевания заикание прогрессирует.

  • Рецидивирующий.

    Чередуются периоды нормальной и патологической речи.

Вид и характер заикания определяет логопед и невролог. Лечение зависит от формы логоневроза.

Диагностика

Дефект речи у ребенка диагностируют следующими методами:

  • Сбор анамнеза.
  • Оценку голоса, моторики, артикуляции. Выявляют удлинение слов, дублирование слогов, спазм речевой мускулатуры.
  • ЭЭГ, РЭГ, МРТ или УЗ исследование головного мозга. Выполняют для изучения органической причины патологии.

При обследовании детей с заиканием оценивают фонематический слух, наличие активных слов, точность произношения слогов.

Кто лечит заикание у детей?

При выявлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу и логопеду. Невропатолог выявит причину и форму заболевания: физиологическую или органическую.

Логопед-дефектолог во время разговора научит малыша правильно произносить звуки, выговаривать слова. Иногда может понадобиться консультация психолога или психотерапевта.

Для того, чтобы вылечить логоневроз у ребенка необходимо применять комплексную терапию. Она включает в себя:

  • Лекарственные препараты.
  • Психологическую коррекцию или психотерапию.
  • Физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Занятия лечебной физкультурой.
  • Логопедические упражнения.

Медикаментозное лечение улучшит мозговую деятельность, когнитивные функции, работу речевого центра. Назначенные специалистом упражнения «поставят» правильную интонацию, научат выговаривать слова. Работа с психотерапевтом укрепит нервную систему, избавит ребенка от невротического заикания.

Медикаментозное лечение

При проблемах с речью назначают ноотропные, седативные или противосудорожные препараты. К ноотропам относятся пирацетам, фенотропил, луцетам. Они усиливают кровоснабжение головного мозга, улучшают доставку к нему питательных веществ и кислорода.

Успокоительные или седативные лекарства (тенотен, экстракт валерианы) уменьшают возбуждение нервной системы. Показаны гиперактивным, эмоциональным детям. Их применение избавляет дошкольника от переживаний, нормализует сон.

Противосудорожные средства замедляют проведение импульсов по нервным волокнам. Малышам обычно назначают фенобарбитал, карбамазепин в терапевтических дозировках.

Массаж

Применяют следующие виды логомассажа:

  • Точечный.

    Воздействие на определенные точки нормализует речевые функции.

  • Сегментарный.

    Массируют сегменты, отвечающие за речевую деятельность.

  • Зондовый.

    Осуществляется при помощи специальных инструментов – зондов.

Массаж нужно выполнять регулярно. Он снимает напряжение речевой мускулатуры, улучшает работу центра речи в головном мозге. Логомассаж необходимо делать при всех видах речевых нарушений.

Народные средства

К методу народной медицины относится лечение травами. Для избавления от заикания применяют:

  • Пустырник. Готовят настойку самостоятельно или покупают в аптеке.
  • Мяту. Делают отвар или добавляют в чай.
  • Сбор сухой валерианы, ромашки и мелиссы. Заваривают, дают выпить три раза в день.

Только травами вылечить логоневроз невозможно. Использование лекарственных сборов рекомендуется сочетать с другими вариантами лечения.

Что нельзя делать при заикании?

При выявлении логоневроза запрещается делать замечания, акцентировать внимание на дефектах речи. Не нужно прилюдно стыдить малыша, заставлять повторять слоги и звуки. Это ухудшает течение заболевания: дети стараются меньше говорить, избегают контактов со сверстниками.

В этот период не рекомендуется учить иностранный язык, смотреть телепередачи, читать агрессивные сказки. Не стоит обсуждать дефект ребенка в присутствие других детей и взрослых.

Как вылечить заикание у ребенка в домашних условиях

Для лечения заикания в домашних условиях используются следующие методики:

  • Нормализация темпа речи.
  • Массаж лица и языка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Совместное чтение книг, пересказ стихов.

Родители должны создать благоприятную психологическую обстановку в доме. Ссоры и скандалы провоцируют обострение логоневроза. Соблюдение режима дня, полноценный ночной сон нормализуют физическое состояние, укрепляют нервную систему. На время лечения ограничивают посещение садика или школы, развлекательных мероприятий. Важно не допускать переутомления и перевозбуждения малыша.

При появлении дефектов речи нужно немедленно обратиться к врачу. Раннее выявление и лечение помогут полностью избавиться от заикания. Ребенок нормально социализируется в обществе, будет вести полноценную жизнь.

Источник: https://appteka.ru/nevrologiya/zaikanie-u-detej

Заикание у детей: причины и лечение

Заикание у детей — это не только проблема в деятельности речевого аппарата, но и отголосок определённых трудностей в психоневрологическом здоровье ребёнка. Основной период проявления дошкольного заикания — возраст от 2 до 5 лет, когда идёт активное развитие речевых способностей становления фразовой речи.

Ребёнок младшего возраста, старающийся донести свою мысль до окружающих, торопится, перебирая второстепенные по его мнению слова, может проглатывать слова или окончания, жестикулировать вместо вербального обозначения действий, применяя все средства общения. На этом фоне формируется сбивчивая неразмеренная речь, ещё более нервирующая самого ребёнка.

При лечении заикания народные методы помогают в очень редких случаях, а экспериментировать на ребёнке нельзя.

Только специалисты могут установить истинные причины отклонения в речевом развитии и помочь его вылечить, применяя современные методики и упражнения, технические способы и массаж.

Иногда необходимы дыхательная гимнастика, медикаментозные средства, таблетки и иное лечение.

Причины заикания

По своему происхождению заикание может иметь невротический характер – при нарушениях работы мозга, причины которых имеют физиологический характер — это интоксикация или родовые осложнения. Недуг также возникает при перевозбуждении речевых центров, как следствие органического поражения нервной системы.

При заикании на фоне невроза, называемом логоневрозом, можно выделить несколько видов этого заболевания. Возникновение логоневрозов вызывается  также спонтанным появлением некоторых факторов, например, проблем в домашних условиях, бурно влияющих на эмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста.

При речевых неврозах полагают, что основной причиной является психологическая нестабильность и предрасположенность ребёнка младшего возраста к возникновению сбоев в речевой активности.

Причиной может послужить наличие в семье взрослого заикающегося. Вылечить невроз в таких случаях сложно. Успокоительная трава и обычная гимнастика, другие общеукрепляющие процедуры и лечение, которые часто советуют многие мамочки, не являются универсальными средствами. Лечение может быть поэтапным, когда вначале специалисты занимаются больше психикой, а потом – логопедическими проблемами.

Причины проявления логоневрозов — травмирующие детскую психику события, стрессы, подавление личностных проявлений в поведении ребёнка, давление, оказываемое взрослыми или каким-то фактором на его психику. Не всегда удаётся проследить, что именно явилось причиной начала развития логоневроза.

Порой провоцирующим фактором служит целая цепь событий, при которой ребёнок испытывает эмоциональную усталость и дискомфорт длительное время.

Если этап становления активной фразовой речи совпадает по времени с эмоциональной нагрузкой, болезнью и стрессом, это может значительно навредить развитию коммуникативных навыков. Вызовет полное нежелание разговаривать, замкнутость в коллективе или в привычных домашних условиях, а также станет причиной развивающегося заикания.

Виды заикания

Виды логоневрозов встречаются у детей те же, что и у взрослых:

  • тонический;
  • клонический;
  • смешанный — могут наблюдаться симптомы и тонические, и клонические.

Тонический логоневроз

При тоническом логоневрозе некоторые звуки в словах оказываются слишком растянуты, а последующие могут проглатываться. Отсутствует плавность речи, получается сбивчивый, запинающийся рассказ, у детей появляется раздражительность, боязнь разговаривать, дыхательная аритмия. Иногда они срываются на крик, так как не могут физически совладать со своим речевым аппаратом.

Во время пауз при тоническом заикании можно заметить непроизвольное напряжение мышц челюстно-лицевого аппарата, языка говорящего. Даже специальный массаж и упражнения, логопедическая гимнастика не снимают напряжения.

Тоническое заикание хорошо поддаётся коррекции, лечение проводится при помощи специалистов – логопедов и дефектологов. Для ребёнка необходимо установить полный покой в эмоциональном плане, создать благоприятную среду для общения.

Но ни в коем случае не форсировать развитие речи, стараться поддерживать режим тишины, предлагая ребенку сначала подумать, что именно он хочет сказать. Такой режим и терапевтические средства, а также логопедический массаж и дыхательная гимнастика при поддержке грамотного логопеда дают свои плоды уже через полгода занятий.

Дети, не имеющие проблем в психическом развитии, сами ощущают облегчение от занятий и стараются хорошо выполнять поставленные задания, с удовольствием позволяют проводить массаж. С детьми, имеющими также отклонения в развитии психики, обязательно должен работать психоневролог.

Специалисту необходимо устранить волнующие малыша дошкольного возраста проблемы, а также назначить поддерживающую медикаментозную терапию (седативные таблетки и др.) и помочь в создании условий, щадящих нервы ребёнка. Препараты, логопедические упражнения, гимнастика и массаж установят психическое равновесие, поспособствуют развитию речевых способностей и помогут вылечить логоневроз.

Клонический логоневроз

При клоническом логоневрозе можно заметить, что ребёнок испытывает сложности при произнесении сложных по фонематической структуре слов и повторяет несколько раз один из слогов слова, чаще– первый.

Причины клонических повторов слогов — прерывистые судороги, в которых участвует дыхательная система и речевой аппарат. Кроме того, осуществляется нервная проводимость сигналов в мозг, в речевые центры, которые регулируют всю цепочку речевой деятельности.

Для преодоления этих проблем нужно устранять возникающие спазмы речевых мышц, что является первоочередной задачей врача-психоневролога и практикующего занятия с ребёнком логопеда.

Специалисты проведут не только терапию и упражнения, но и массаж соответствующий возрасту, подберут при необходимости нужное лекарство. Общеоздоровительная гимнастика не должна перенапрягать малыша, нужно следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Смешанный тип

Логоневрозы смешанного типа говорят о нестабильности психо-эмоционального развития ребёнка, о значительном дискомфорте для его неокрепшей психики. Лечение тоно-клонических проявлений дисфункции речи дошкольного периода занимает много времени, не всегда устраняется бесследно и, исчезнув однажды, может вернуться после пережитого стресса или перенесённого заболевания.

Детей, страдающих заиканием, не следует перегружать эмоционально, ведь успехи, достигнутые на логопедических занятиях также дороги и самому ребёнку дошкольного возраста, как его педагогам и родителям.

Хорошо, когда ребёнок мотивирован, верит в то, что способен вылечиться, побороть недуг, и с готовностью принимает помощь логопеда. Будет обидно потерять первые положительные результаты и намечающуюся положительную динамику из-за разового случайного эмоционального напряжения.

Родителям заикающихся детей

Обычно логопед, работающий с ребёнком дошкольного возраста, имеющим логопедические проблемы, проводит полный инструктаж для членов семьи ребёнка.

Есть специальные упражнения, средства и общие правила, которым необходимо следовать в домашних условиях, если вы хотите помочь малышу как можно быстрее. От выполнения этих условий зависит исход лечения и коррекции речи в дошкольном возрасте.

Вы поможете ребёнку, если:

  • откажетесь на время от сложных развивающих занятий, усиленного дошкольного обучения, посещения различных дополнительных кружков и секций, бассейна, танцев;
  • исключите визиты гостей, проведение бурных праздников, вызывающих эмоциональное перенапряжение малыша;
  • сможете внимательно следить за соблюдением режимных моментов и выполнять упражнения, назначенные логопедом, и массаж, если будет своевременно проводиться дыхательная гимнастика и другое лечение;
  • позволите выражать ребёнку все его эмоции без оглядки на окружающих,  не станете стыдить его за плач и недовольство.

Просмотр телепередач и пользование интернетом могут перенапрягать психику дошкольника. Стоит выбирать спокойные, уже знакомые мультфильмы, читать его любимые книги, подходящие по возрасту.

В речевом общении между вами и малышом нужно установить правила, которые помогут ему раскрепоститься. Родителям необходимо помогать ребенку справляться с накатывающими эмоциями, правильно подбирать слова и выражения, использовать все инструменты речи.

Следует научиться вместе с ребёнком обсуждать те события, которые невольно вызывают переживания, различные стрессовые ситуации, не осуждая при этом поведение, не выдавая оценок. Если ребёнок сам затрудняется описать что-либо – сделайте это за него, дополните его рассказ чёткими грамотными комментариями, как если бы он сказал сам.

При общении с ребёнком или в его присутствии нужно избегать сложных речевых конструкций, обсуждения незнакомых ему тем или волнующих сюжетов. Нельзя давить на малыша, заставляя его говорить быстрее или медленнее, запрещая ему выражать негативное отношение к кому-либо или чему-либо, к происходящим событиям.

Ребёнок – всегда личность, даже едва начинающий говорить. Он обладает невероятной восприимчивостью, усваивает множество эмоций взрослых. Поэтому, к тому моменту, когда оформляется фразовая речь, он уже имеет множество своих представлений о жизни.

Усилия следует приложить к нормализации эмоционального климата в семье и в детском коллективе, где бывает ребёнок. Для дошкольника хороший контакт с родителями и домочадцами позволяет в большой степени быстро решить проблему заикания, преодолеть возникшие трудности.

Коррекцию речевой проблемы можно начинать с подбора специалиста, который сможет найти к ребёнку хороший подход, не рассчитывая на народные способы лечения. Хотя в некоторых случаях для нормализации эмоционального спокойствия лекарством может служить успокоительная трава и расслабляющие упражнения, гимнастика, иногда — таблетки.

Особую роль в лечении детей дошкольного возраста играют массаж и дыхательные упражнения, предлагаемые логопедом.

Источник: https://mama66.ru/detskie-bolezni/zaikanie-u-detejj

Источник: cmk56.ru

Мой Стиль