В Росфинмониторинге разъяснили основные аспекты исполнения риелторами требований законодательства по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма
Исторически недвижимость всегда была предметом повышенного интереса с точки зрения инвестирования нелегальных доходов. Большинство преступлений коррупционной направленности, получающих широкий резонанс в СМИ, связаны с выявлением у преступников различных объектов недвижимости, в том числе за рубежом.
Сотрудник Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (учредитель Росфинмониторинг) Анна Булаева рассказала об основных аспектах исполнения риелторами требований законодательства по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Практически во всех странах Глобальной сети FATF (финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) сделки с недвижимостью отнесены к высокому уровню риска, что сказывается в свою очередь и на оценке деятельности риелторов. Этот вид деятельности традиционно рассматривается как один из наиболее подверженных рискам отмывания преступных доходов. Страны уделяют повышенное внимание участию риелторов в системе ПОД/ФТ, так как от качества их работы в антиотмывочном контуре во многом зависит эффективность снижения специфических рисков.
Полную видео-версию рекомендаций и разъяснений Росфинмониторинга по этой теме можно посмотреть тут
Сделки с недвижимостью в зоне повышенного внимания
Причин такого повышенного внимания несколько. Во-первых, это возможность проведения наличных расчетов, по сути, в обход систем внутреннего контроля банков. И в данном случае только посредники на рынке недвижимого имущества при выявлении подозрительных операций могут информировать о них уполномоченный орган.
Вторая причина — это опыт и профессионализм риелторов, которые как никто другой разбираются в специфике рынка и сделок на нем, знают цены на недвижимость и могут увидеть любые манипуляции со стоимостью. Именно риелтор общается со своим клиентом и может заметить нестандартное поведение, нехарактерные для обычной практики способы совершения сделки и расчетов по ней.
Все это подчеркивает ценность и уникальность риелтора как участника системы ПОД/ФТ.
Антиотмывочный закон и риелторы
В большинстве стран Глобальной сети ФАТФ обязательные требования стандартов ФАТФ заложены в национальное законодательство. В Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи, относятся к субъектам регулирования в сфере ПОД/ФТ.
К субъектам законодательства о ПОД/ФТ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества. Эта деятельность включает: подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.
Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ определяется, исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода вида экономической деятельности в учредительных документах организации.
Основные обязанности риелтора по антиотмывочному закону
Перед осуществлением своих должностных обязанностей риелтор обязан организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ риелторы обязаны в целях ПОД/ФТ самостоятельно разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля (ПВК) с учетом требований, утвержденных постановлением правительства России от 30 июня 2012 года, а также осуществить постановку на учет в Росфинмониторинге и получить доступ к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.
Все программы, поименованные в указанных требованиях, обязательны к включению в правила внутреннего контроля. В случае вступления в силу новых требований ПВК должны приводиться в соответствии с ними не позднее месяца после даты их вступления в силу, если не установлено иное.
При разработке ПВК следует руководствоваться:
Источник: